Банные обычаи россиян
SVAYTAYAVODA.narod.ru - лечение и исцеление водой
приготовлялись на плодово-ягодных соках, на меде, с добавлением пахучих трав и пряностей. Парились в банях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса. Мельников-Печорский писал, что упомянутый им игумен — старовер «целые жбаны холодного квасу выпивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос.
Во многих губерниях России был обычай при заходе в баню, когда человек готовился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.

Самой старой русской баней была баня по-черному, которая по аналогии с курной избой, называлась курной; это значит, что в бане устанавливается печь без трубы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черноты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают водой, а иногда моют. Более сложной является широко распространенная в России т. н. баня-каменка, в которой ставится печь с трубой, баня внутри чистая.

Особенно любили баньки на севере России, на Урале, в Сибири. «Банька былау него построена на славу: большая, светлая, просторная, с липовыми полками, менявшимися чуть не каждый год... Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая... Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку... В предбаннике на лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также простынями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, стояли медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туеса, налитые подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На особом крытом скатертью столике разложены были суконки, мелко расчесанные вехот-ки (пучок расчесанного мочала) и куски яичного казанского мыла».

Особой популярностью в качестве напитка в бане пользовался квас, в приготовлении которого наши предки были большие мастера и выдумщики. Квасы приготовлялись на плодово-ягодных соках, на меде, с добавлением пахучих трав и пряностей. Парились в банях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса. Мельников-Печорский писал, что упомянутый им игумен — старовер «целые жбаны холодного квасу выпивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос.

Во многих губерниях России был обычай при заходе в баню, когда человек готовился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.

Самой старой русской баней была баня по-черному, которая по аналогии с курной избой, называлась курной; это значит, что в бане устанавливается печь без трубы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черноты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают водой, а иногда моют. Более сложной является широко распространенная в России т. н. баня-каменка, в которой ставится печь с трубой, баня внутри чистая.

В зависимости от своего вкуса, хозяин делает 2-3-4 полка — низких или высоких. Тот, кто любит жаркую баню, самый высокий полок делает чуть ли не под потолком (чем выше поднялся, тем выше температура). На эти полки (скамейки) на разных уровнях настилали иногда подушки или матрацы, набитые сеном или соломою, которые покрывались белыми простынями.

В России бани почти всегда топили березовыми дровами, т. к. они наиболее калорийные и дают хороший «дух».

Сейчас в банях широко используют т. н. банные коктейли из пахучих веществ. А раньше эти коктейли успешно заменяли настои из разных ароматических трав: мяты, шалфея, тимьяна, листьев черной смородины и малины, душицы, иногда даже полыни. Собственно и нынешние коктейли готовятся на той же основе, только в последнее время прибавился настой из эвкалипта. Целебные ароматы в сочетании с высокой температурой убивают почти все микробы, бактерии в воздухе, на коже и верхних дыхательных путях. Как пишет В.Иванченко, «даже при последующем охлаждении микробы не смогут внедриться в организм. Следовательно, запах тоже способствует закаливанию...»

Наши предки, однако, ароматизировали баню более простым, но не менее эффективным методом. Они разбрасывали свежие или сухие ароматные растения по полкам. Особенно широко использовалась мята, шалфей, листья черной смородины, душица, лапник (ели) и др. Вообще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустарников, деревьев. Что касается трав, то использовалось почти все разнотравье. Иногда полки устилались душистым сеном и покрывались простыней.

Когда же появились общественные бани? В XI веке переяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общественные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали существовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были видимо печорские монахи, побывавшие на Афоне, где они познакомились с греческими общественными банями.

Кроме обычных в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателями которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным успехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерская» баня Лемана. Но в 1761 году у него появился конкурент, француз Вандреда, который открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в России не привились, так как, хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффекта, как русская баня, они едва ли могли дать.

Старейшие Московские бани находились у Каменного моста и назывались поэтому «каменные» или «каменнов-ские». Они были построены из кирпича, в то время как все остальные общественные бани были деревянными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели.

В торговые, базарные дни, а также в большие церковные праздники общественные бани не топились.

Исстари своими банями славилась Москва. Как отмечает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых разнохарактерных бань», «пропускная» способность которых была велика. В «банные» дни, по субботам и накануне больших праздников, каждая баня использовала около 3 тысяч веников, которые привозились в Москву возами из глухих деревень, особенно из-под Гжели. Служившие в банях мальчики готовили эти веники «для парки». Они же разливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних областей: Ярославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская — плотников, Калужская — булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой — по одному — двум уездам. Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский-Рязанский, Тульский-Каширский и Веневс-кий. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины.

Самой популярной фигурой в бане был парильщик, труд которого был неимоверно труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в одном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускулами своего тела, при переменной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иногда из полученных денег половину он отдавал хозяину.

В наших банях в XIX веке оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а «простонародные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поликлиникой», где лечились всякие болезни. Медиками были фельдшера, цирюльники, бабки-костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажистов еще в те времена, когда и слова этого не слыхали». Цирюльники проводили в банях кровопускания, не соблюдая никакой санитарии. «Открывание крови» было любимой операцией ключников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества». В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянских» банях женщины мыли лицо миндальными высевками.

Потом шли разные притирания, вплоть до мытья головы керосином для рощения волос.

Без бани русский не может. Казалось бы, где можно помыться в бане на фронте, а мылись, не часто, но мылись.

«Порядочная» баня обязательно имеет три отделения: парное, мыльное, и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение — там, где парятся. Пословица предупреждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «Парная баня», «Пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с парильней — мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы; с баней связано много шуточных советов и т. п.: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном запей квасом», «Баня — мать вторая», «Помни день субботний —иди в баню», «Баня все грехи смоет»...

С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, наши предки всегда поселяли в бане. Но их там нельзя оставлять одних.

Какое же действие оказывает русская баня на организм человека?

Мытье в бане в течение 15-30 минут приводит к увеличению количества красных кровяных шариков в крови на 10-12%, удельный вес крови повышается с 1,0538 до 1,0615, относительное содержание гемоглобина также увеличивается, почти вдвое учащается пульс, значительно учащается дыхание; сила вдоха и выдоха, а также жизненная емкость легких, температура тела повышается максимум до 39,4°.При обильном потении в бане пищеварительная сила желудочного сока и его кислотность уменьшаются, однако усвояемость азотистых частей пищи при этом улучшается. Парение веником способствует сильному оттоку крови от внутренних органов к периферии. Баня улучшает обмен веществ.

Баня обладает широким комплексом гигиенических и лечебных свойств. Она полезна при золотухе, ожирении, подагре, суставном ревматизме, в начале всех катаральных заболеваний слизистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, кишок, мочевого пузыря, при хронических катарах наружного слухового канала, глотки, миндалин, носа, при хроническом воспалении спинного мозга, застоях крови в печени, селезенке, желудке, кишках, при холере, при болезнях костей, при лихорадке, накоплении жидких болезненных продуктов в какой-либо полости, при общих водянках и водянках живота, при серозных плевритах, при неврозах, жировом перерождении сердца. Так характеризует лечебные свойства бани одна из наших энциклопедий.

А в каких случаях бани противопоказаны? При длительных лихорадочных состояниях, кровотечениях и предрасположении к ним, при слабости и истощении организма, острых заболеваниях ушей и глаз, при пороке сердца, аневризме, при наклонности к приливу крови к мозгу и легким, апоплексическом ударе, эмфиземе легких, при туберкулезе, при беременности с наклонностью к выкидышу.

В старину считалось, что не следует ходить в баню тотчас после еды (после обеда и ужина): после приема пищи с баней следует обождать 4-5 часов. Страдающим запорами перед баней полезно поставить клизму.

Много внимания бане посвятили некоторые врачи, мыслители, философы: Цельс и Плиний Старший, Авиценна и Гален, Гиппократ и Гуфеланд, многие другие. Все они отмечали роль бани в сохранении здоровья, в продолжительности жизни. Так, врач — мыслитель Гуфеланд говорил: «Опрятность и содержание тела в чистоте — суть двух существенных обстоятельств для продолжительности жизни». Бани, как средство чистоты и опрятности, считавшихся добродетелью, предписывались всеми религиями Востока.

С точки зрения очищения организма от разного рода шлаков, которые образуются в организме повседневно, баня играет огромную роль. С потом в бане вымывается из организма большое количество вредных веществ, накопившихся в нем в результате обмена веществ. Вот почему после бани человек чувствует себя, как вновь родившимся. Сразу после бани заниматься любовью не рекомендуется, так как организм после банной нагрузки меньше всего предрасположен к сексуальности. Однако, на другой день после бани сексуальная сила и половое влечение настолько сильны, что многие и в баню-то ходят с целью испытать на следующий день первозданное чувство сексуального удовлетворения.

Вообще, с древних времен банные процедуры были тесно связаны с эросом. С давних времен в России день, предшествующий дню любви, посвящался бане. Для того, чтобы любовная встреча после банного дня прошла на должном уровне, необходимо соблюдать ряд условий: «Перед баней не рекомендуется употреблять в пищу тяжелых, трудно перевариваемых кушаний», консервов, копченостей, мучных изделий (типа блинов, пышек, пирогов и т. п.), жареного мяса, солений. В баню надо идти на полупустой желудок, можно отдать предпочтение молочным продуктам, рыбным блюдам, фруктам и овощам.

Во время мытья в бане можно погрызть чисто банные овощи: репу, редьку, кольраби; фрукты: яблоко, грушу; ягоды: землянику, клубнику, малину. К «банной кулинарии» издавна относятся такие напитки, как квас, морс, натуральный сок. Но ни в коем случае в бане нельзя употреблять алкогольные напитки, даже нужно быть осторожным с употреблением «холодненького пивца».

В бане нельзя быть очень активным, особенно надо быть осторожным с парными процедурами, так как это «истощает силы», в том числе и сексуальные.

После бани обязателен довольно длительный отдых, не менее 4-5 часов. Что касается приема пищи, то лучше всего употреблять легкие молочные и овощные кушанья и фрукты. Употреблять алкогольные напитки после бани также не рекомендуется.

В случае, если будут соблюдаться эти несложные рекомендации, баня послужит полноценной любовной встрече.

<< назад     дальше >>
Банные обычаи россиян
Особенно любили баньки на севере России, на Урале, в Сибири. «Банька былау него построена на славу: большая, светлая, просторная, с липовыми полками, менявшимися чуть не каждый год... Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая... Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку... В предбаннике на лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также простынями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, стояли медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туеса, налитые подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На особом крытом скатертью столике разложены были суконки, мелко расчесанные вехот-ки (пучок расчесанного мочала) и куски яичного казанского мыла».

Особой популярностью в качестве напитка в бане пользовался квас, в приготовлении которого наши предки были большие мастера и выдумщики. Квасы
© SVYATAYAVODA.NAROD.RU